Интеллектуальная собственность
 · Законодательство · Патентно-лицензионная деятельность ДВО РАН · Информация · Контакты · 
Главная
Авторское право
Произведения науки, литературы
 и искусства
Программы для ЭВМ и базы данных
Патентное право
Изобретения
Полезные модели
Промышленные образцы
Средства индивидуализации
Секреты производства (ноу-хау)
Селекционные достижения
Защита прав на ИС
Глоссарий

Товарные знаки и знаки обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Товарный знак отличает товары, а знак обслуживания - услуги, но режим правовой охраны, представляемый тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что далее будет излагаться для товарных знаков, и в равной мере будет относиться к знакам обслуживания.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

Товарный знак ассоциируется у потребителей с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако часто бывает, что товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а иногда даже в разных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение (лицензии) на использование их другим лицам. Именно по этой причине выделяют такую функцию товарного знака как указание на источник происхождения товара или услуги. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров или услуг, обычно подчеркивается законодательством.

Основанием для предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация в Патентном ведомстве страны. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Товарными знаками могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Словесные обозначения - слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, сочетания слов, предложения, фамилия, названия предметов, другие единицы языка, а также их сочетания. Ими могут быть и вымышленные слова. Изобразительные обозначения - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемные обозначения - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Чаще всего это разнообразные упаковки товаров (бутылки, флаконы, коробки и пр.). Другие обозначения - звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения.

Примеры:

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование его без разрешения в гражданский гражданском обороте на территории, где он зарегистрирован, или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное до степени смешения обозначение, являются КОНТРАФАКТНЫМИ.

Срок действия регистрации товарного знака - десять лет от момента подачи заявки на его регистрацию. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. В качестве маркировки зарегистрированного товарного знака используется знак ® либо словесного обозначения "товарный знак". Товарный знак незаменим как средство рекламы.

В настоящее время товарный знак может быть зарегистрированным только на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 1478 ГК РФ).

Фирменные наименования

Основной целью фирменного наименования является идентификация всего предприятия в целом и иногда безотносительно к товарам и услугам, которые она представляет на соответствующем рынке. Также, фирменное наименование, являясь охраняемым объектом интеллектуальной собственности, символизируя собой репутацию предприятия, является его ценным активом.

В качестве такого объекта интеллектуальной собственности фирменное наименование не требует специальной регистрации и охраняется законом на всей территории РФ с момента включения наименования в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.

Пример
В соответствии с законодательством Российской Федерации в фирменное наименование включается указание на: организационно-правовую форму - "общество с ограниченной ответственностью", "открытое акционерное общество", характер деятельности - "производственное", "научное", "торговое", "кредитное" и отличительное - "Луч", "Вектор", "Полюс".

К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требований. Прежде всего, наименование предпринимателя должно содержать указания на организационно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, наименования их участников). Указание на организационно-правовую форму юридического лица дает знать участникам оборота об основных признаках организации: является ли она коммерческой или некоммерческой, в каких пределах она способна нести ответственность по обязательствам и т.д.

Наименование места происхождения товара

Правовая охрана предоставляется наименованиям мест происхождения товаров, и представляет собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Наименование места происхождения товара имеет определенные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т.е. указание названия географической местности.

Пример
Место происхождения конкретного товара указывает на его высокое качество, которого лишен товар этого же вида, но произведенный в другом месте: "Вологодское масло", "Ессентуки", "Божале", "Богородская игрушка", "Ростовская финифть", "Дамасская сталь", "Можайское молоко" и др. Данные уникальные качества товаров обуславливаются конкретными географическими и социальными факторами, часто основанные на многовековых национальных традициях.

Использование наименования места происхождения товара связано с размещением этого наименования:
  • на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в глобальной сети, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право использования наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности подлежит государственной регистрации и удостоверяется свидетельством.

© Интеллектуальная собственность. Дальневосточное отделение Российской академии наук