В современных условиях реализации инновационной стратегии перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на них - формирование, капитализация и управление нематериальными активами является, по сути, стратегическим инновационным ресурсом. Успешный зарубежный опыт перехода к инновационной экономике (США, Япония, Китай, страны Европы), говорит о том, что базовыми условиями этого перехода являются формирование рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной системы и подготовка инновационных кадров.
Основным объектом рынка в условиях инновационной экономики наряду с традиционными товарами, работами и услугами, является интеллектуальная собственность (ИС) как основа нематериальных активов основных субъектов рынка (предприятий, корпораций, организаций, учреждений и казны).
Интеллектуальная собственность, прежде всего, в научно-технической сфере, играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости, как средство капитализации активов предприятий и организаций и как инвестиционный ресурс. Показателями инновационной экономики при этом являются, прежде всего, инновационные технологии, охраняемые патентами и ноу-хау, лицензионные и иные договоры по коммерциализации прав на них.
В свете задач, поставленных Президентом России Д.А. Медведевым, формирование в нашей стране цивилизованного рынка интеллектуальной собственности является насущной потребностью и предпосылкой инновационного развития современной России и может обеспечить баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций (как исполнителей по госзаказу) и госзаказчиков.
В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно-признанных подходов и стандартов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них.
На пути формирования рынка ИС по-прежнему сохраняет актуальность разработка и принятие пакета законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих эффективное и качественное правовое регулирование в интересах охраны и защиты интеллектуальной собственности, инновационного развития, повышения качества жизни, качества власти и качества закона.
Совершенствование законодательства в целях создания условий для формирования нематериальных активов и их последующей коммерциализации через введение эффективного правового режима для объектов рынка (прежде всего, в отношении прав на секреты производства (ноу-хау), научно-техническую документацию, единую технологию), и правового статуса для его основных субъектов, включая инновационную мотивацию и рост активности у частных инвесторов, что предусматривает подготовку и принятие федеральных законов по основным направлениям: формирование объектов рынка (правовой режим), распределение интеллектуальных прав при бюджетном финансировании (правовой статус субъектов), формирование национальной инновационной системы (инновационная мотивация).
В интересах формирования рынка интеллектуальной собственности необходимо активнее использовать также потенциал развития системы мониторинга, и прежде всего, мониторинга развития рынка интеллектуальной собственности и проблем формирования инновационной активности.
И наконец, давно назрела необходимость разработки и реализации национального проекта в сфере государственного управления интеллектуальной собственностью в России, равно как и внедрения модели управления интеллектуальной собственности в системе технопарков и региональных технополисов, особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа; активизациии работы по обеспечению эффективной государственной защиты правообладателей в области изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и секретов производства (ноу-хау); разработки, принятия и повсеместного применения стандартов формирования, управления и защиты интеллектуальной собственности на корпоративном, региональном и отраслевом уровня.
|