Справочник
Институты
Стационары
Центры коллективного пользования
Информационные ресурсы
Кадры, конкурсы, вакансии
Профсоюз
Инновационная деятельность
Интеллектуальная собственность
Конкурсы и гранты
Сотрудничество
Совет Молодых Ученых
НИСО
Интернет
Партнеры





"И" "ИЛИ"



Культура

Идолы и жертвоприношения

Процедура преклонения перед духом, лишенным материальной оболочки, была довольно сложной. Действительно, как можно молиться духу, если тот "парит" где-то в воздухе и его невозможно ни видеть, ни осязать? Желание наглядно "воссоздать" образы духов породило пантеон идолов, которые были ближе верующему, чем, так сказать, "духи вообще". В самом деле, китаец, находясь в буддийском или даосском храме, хотел иметь дело с "конкретным" духом, а не с какой-то абстракцией. Так возникло поверье о возможности воплощения духа в какой-либо предмет. По убеждению верующих, в идолах, изваянных руками людей, живут божества. Идолов делали из металла, камня, дерева или глины. Чаще всего каркас будущего божества покрывался известковым раствором, а затем листовым железом или позолотой. Иногда внешняя сторона статуи раскрашивалась различными красками.

Статуя идола тщательно обрабатывалась умелыми Мастерами и могла своим видом оказать глубокое эмоционально воздействие на верующих. Лик божества явно выражал различные чувства: любовь, сострадание, хорошее настроение, задумчивость, ярость или гнев.

Чтобы умилостивить богов, им приносили жертвы, которые чаще всего сжигались, но иногда закапывались в землю. Первое место среди жертвенных предметов занимали животные. Наиболее благородными дарами считались рогатый скот, лошадь, овца, свинья, собака и курица. Наиболее ценным из всех жертвоприношений считался нефрит - полудрагоценный, "священный" камень, издавна служивший предметом восхищения и мистической поэтизации китайцев.

Нефрит всегда холоден, даже в самые жаркие дни; он символизировал целомудрие и чистоту. Кусочки нефрита клали в рот и нос умершего - это придавало силу и жизнестойкость духу покойного. Символом неба считался нефритовый диск, а квадратное отверстие в нем означало землю. Император использовал такой диск при обращении к небу.

Китайцы обожествляли и другой минерал - яшму. Вот что писал об этом камне академик В. А. Алексеев: "В литературе - это самый классический и изысканный образ. Яшма чиста, струиста, тепла, влажна, одновременно легка и тверда. Она не грязнится, не зависит от окружающей ее температуры и, следовательно, есть лучший образ благородного человека, не зависящего от условий жизни. Яшма в руке поэта - это стихи. Яшма в порошке - это разбросанные на бумаге перлы каллиграфа (а каллиграфия в Китае ценится наравне с живописью). Яшма - это красивая девушка, это человеческая доблесть; яшма - это милый, прекрасный человек, ибо чистое сердце его сквозит и струится, как яшма. Наконец, яшмовый сок - это вино... Решительно все лучшее - это яшма".

Древний обычай предусматривал принесение жертв духам, так сказать, в натуральном виде, однако затем они были заменены символическими жертвами.

Обязательными предметами при жертвоприношениях были курительные палочки, благовонные свечи, хлопушки и "жертвенные деньги". Курительные палочки изготовлялись из сандалового дерева, кедра и различных пахучих трав. Они зажигались маленькими пучками (примерно 25 штук в пучке) и издавали аромат, которым наслаждались боги. Если же палочки зажигались не пучком, а по отдельности, то обычно их было не более трех. Они ставились в специальный, наполненный пеплом сосуд, находившийся непосредственно перед идолом. Свечи пропитывались растительным маслом, зажигались по две и обязательно одновременно с курительными палочками (последние могли зажигаться и без свечей). Важную роль в жертвоприношениях играли хлопушки бао чжу, или бао чжан (букв. "жечь бамбук"). Они известны с V в., хотя широко применять их начали лишь в XII в. Люди верили, что треск горящего бамбука может отогнать злых духов и принести счастье. Когда в Китае был изобретен порох, обрезки бамбука стали начинять порохом и прикреплять к ним фитили: взрыв таких хлопушек был куда громче, чем треск горящих пустотелых обрезков бамбука. Впоследствии стали использовать разнообразные бумажные хлопушки с порохом и фитилем. Часто хлопушки соединялись в громадную связку (до 10 тысяч штук). Хлопушками не только отгоняли злых Духов, но и приветствовали добрых.

Духи, оказывается, обладали такими же потребностями, как и живые люди: они, например, всегда нуждались в деньгах. Чтобы удовлетворить эти потребности, им приносили в жертву имитированные бумажные "жертвенные деньги", которые сжигали перед изображением божеств, а также на могилах во время какого-либо Религиозного обряда. "Жертвенные деньги" в дымообразном состоянии достигали потустороннего мира, где превращались в настоящие.

Считалось, что духи могут двигаться только по прямой линии: встретив угол, они удаляются в пространство и рассеиваются. Поэтому крыши на старых китайских домах приподняты к краям: изогнутая кровля мешала злым духам проникнуть в дом. На карнизах крыш помещались лепные изображения стражей и зверей, которые были призваны отгонять злых духов.

Извилистые реки, мягко округленные контуры холмов, как считалось, обеспечивали благополучие, тогда как крутые повороты рек, отвесные скалы сулили особую опасность. В старом Пекине нельзя было встретить два рядом стоявших дома на одной линии: обязательно один из них выдвинут несколько вперед.

Поскольку духи предпочитали прямой путь, проселочные дороги почти всегда прокладывались извилистыми. Длинные прямые каналы в городах считались удобным путем для продвижения темных сил, поэтому каналы то и дело прерывались искусственными островками или бесчисленными мостиками разной высоты. Через улицу с крыши на крышу перекидывали доски, к которым прикрепляли спускавшиеся перпендикулярно вниз вывески; у въезда на главные улицы городов в этих же целях ставили каменные столбы, сооружали башни, на которые вешали колокола.

В каждом дворе против входных ворот строили небольшую "отражающую стену" (инби) - она мешала злым духам проникать во двор. Во избежание всякого рода ненастий надо было злых духов кормить и поить, удовлетворять их различные потребности. Когда невесту переносили в паланкине из дома отца в дом жениха, злых духов, попавшихся на пути, пытались умилостивить кусками жареной свинины. При входе невесты в дом жениха у дверей рассыпали рис и горох.



Адрес:
150090, КНР, пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, ул. Хон Чи, 251
Тел: 86-451-82362273 Факс:86-451-82362263

© Дальневосточное отделение Российской академии наук