Справочник
Институты
Стационары
Центры коллективного пользования
Информационные ресурсы
Кадры, конкурсы, вакансии
Профсоюз
Инновационная деятельность
Интеллектуальная собственность
Конкурсы и гранты
Сотрудничество
Совет Молодых Ученых
НИСО
Интернет
Партнеры





"И" "ИЛИ"










Система административного деления Китая

В настоящее время в Китае принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд и волость. Страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости и поселки. Автономные районы (на уровне провинций), автономные округа (на уровне между автономными районами и уездами) и автономные уезды являются территориями национальной автономии. Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы, являющиеся местными административными районами, непосредственно подчиняющимися Центральному правительству.

В настоящее время страна разделена на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и один специальный административный район.

СТОЛИЦА КНР

Пекин - столица КНР. Это политический центр и одновременно центр культуры, науки, просвещения, важнейший транспортный узел страны. Уже 800 лет назад Пекин стал столичным городом китайского государства, в нем сохранились многочисленные памятники культуры. Круглый год не иссякает поток туристов к широко известной в мире Великой китайской стене на участке Бадалин, в крупнейший в мире и лучше всех сохранившийся древний архитектурный ансамбль Гугун (Запретный город), в бывшую императорскую загородную резиденцию - парк Ихэюань, к могилам с пышными мавзолеями 13 императоров династии Мин, в парк Тяньтань (храм Неба), где императоры династий Мин и Цин совершали обряд поклонения Небу и молились об обильном урожае. После образования КНР (1949 г.) благодаря крупномасштабному строительству в облике Пекина произошли огромные перемены, сегодня он превратился в привлекательный современный мегаполис, сохранив при этом облик древней столицы.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН - СЯНГАН

Район Сянган находится на морском побережье Юго-Восточого Китая, к востоку от устья реки Чжуцзян, и непосредственно граничит с городом Шэньчжэнем провинции Гуандун. В его входят остров Сянган, полуостров Цзюлун и Новые территории, общая площадь 1095 кв. км. Этот район - исконная территория Китая. После опиумной войны в 1840 г. Сянган был захвачен Англией. В соответствии с Совместной Декларацией по вопросу о Сянгане, принятой Китаем и Великобританией 19 декабря 1984 г., 1 июля 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. Одновременно с официальным созданием САР Сянган было начато проведение в жизнь "Основного закона КНР о САР Сянган", принятого 3-й сессией ВСНП 7-го созыва.

В отношении Сянгана Китайское правительство проводит курс, основанный на принципах: "одно государство - два строя", "Сянганом управляют сами сянганцы в условиях высокой степени автономии". Принцип "одно государство - два строя" означает, что Китай является единым государством, во внутренних районах которою господствует социалистический строй, в Сянгане же сохраняются капиталистическая система и образ жизни, которые на протяжении 50 лет останутся без изменений. Принцип "Сянганом управляют сами сянганцы" означает, что Сянган управляется ею коренными жителями и Центральное правительство не должно направлять своих представителей в правительство САР. "Высокая степень автономии" означает, что кроме внешнеполитической деятельности и обороны, которые являются прерогативой Центральною правительства, САР Сянган обладает полной самостоятельностью в управлении своими делами, в том числе правом административного управления, нравом законодательной деятельности, независимыми юридическими правами и правом на окончательное судебное решение.

Право САР Сянган на высокую степень автономии характеризуется следующими особенностями: во-первых, центральное правительство не вмешивается в дела, входящие в компетенцию САР Сянган; во-вторых, согласно положениям Основного закона правительство САР Сянган имеет право окончательного решения вопросов, входящих в сферу его компетенции, которые не требуют согласования с Центральным правительством; в-третьих, в рамках Основного закона правительство САР Сянган имеет право выбирать средства для реализации своих полномочий.

В САР Сянган действует политическая демократия. Важнейшими органами управления Сянгана являются: глава администрации, правительство. Законодательный совет и Суд последней инстанции. Кроме того, учреждается также Административный совет, помогающий главе администрации в принятии решений, отдел по борьбе с коррупцией и аудиторский отдел, которые функционируют независимо и ответственны перед главой администрации. В аппарате правительства САР Сянган, кроме административных подразделений, имеются политический, финансовый и юридический департаменты, а также управления, отделы и комиссии. Согласно установленным законами положениям и процедурам, глава администрации имеет право объявить о роспуске Законодательного совета; Законодательный совет имеет право вынести главе администрации импичмент; административный аппарат ответственен перед законодательным органом; глава администрации, административный аппарат и законодательный орган взаимодействуют между собой на основе принципа сдержек и противовесов, координируя совместную деятельность. Глава администрации САР Сянган является верховным руководителем района и главой ею правительства, что обеспечивает ему широкие полномочия. Кандидатура на пост главы администрации САР Сянган выдвигается из числа местных жителей путем выборов или консультаций. Официальное назначение производится Центральным правительством. Срок полномочий главы администрации САР Сянган - 5 лет, допускается продление срока пребывания в указанной должности, по не более одного раза.

В САР Сянган действует экономический либерализм, механизм которого реализуется через финансовые, кредитно-денежные, торговые, промышленно-коммерческие, земельные договоры и соглашения, а также в сферах авиационной и морской навигации. Так в соответствии с законом в Сянгане охраняется право личной собственности, финансовая автономия. Все финансовые доходы тратятся на его собственные нужды, без каких бы то ни было отчислений в пользу Центрального правительства. Центральное правительство не вводит налогов в Сянгане. Здесь существует самостоятельный налоговый режим, проводится политика низких ставок налогообложения, самостоятельно разрабатываются законы, устанавливающие виды налогов, ставки налогообложения, налоговые льготы и другие правила для налоговой службы; поддерживается статус международного финансового центра, самостоятельно разрабатывающего кредитно-денежную политику, обеспечивающую свободу операций кредитных учреждений и кредитного рынка, отсутствует политика валютного контроля. Сянганский доллар является свободно конвертируемой валютой. Здесь по-прежнему функционируют валютный рынок, рынки золота, ценных бумаг, фьючерсных сделок, обеспечивается свободное обращение, ввоз и вывоз денежных средств. Сянган сохраняет статус свободного порта, проводит политику свободной торговли, обеспечивает свободное обращение товаров, нематериальных активов и капитала, сохраняет статус международного судоходного центра, может самостоятельно разрабатывать постановления о конкретных функциях и ответственности в области судоходства; поддерживает статус международного и регионального центра воздушных перевозок и принимает на себя обязательства, связанные с повседневным и техническим обслуживанием средств гражданской авиации.

Будучи самостоятельной таможенной зоной, САР Сянган может в качестве "Сянгана Китая" участвовать в ВТО и других международных организациях и торговых соглашениях

САР Сянган проводит самостоятельную политику в области образования, культуры, науки, техники и т. д. Учебные заведения в Сянгане сохраняют самостоятельность и свободу учебного процесса, могут, как и прежде, приглашать преподавателей и выбирать учебные пособия, изданные за пределами САР Сянган. Учащиеся пользуются правом свободного выбора учебного заведения и возможностью получать образование за пределами САР Сянган. Правительство САР Сянган не ограничивает свободу совести, не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Религиозные организации и верующие могут поддерживать и развивать связи с религиозными организациями и верующими в других странах и регионах. Религиозные организации могут, как и прежде, ведать духовными семинариями, другими учебными заведениями, больницами и благотворительными учреждениями. Общественные ассоциации САР Сянган, действующие в области образования, науки, техники, культуры, искусства, спорта, медицины и здравоохранения, могут поддерживать и развивать связи с соответствующими организациями других стран и районов мира и международными организациями, могут от имени "Сянгана Китая" принимать участие в различных соответствующих мероприятиях.

Административные, законодательные и судебные органы САР Сянган в своей деятельности помимо китайского языка могут использовать английский язык, который также является официальным языком САР Сянган.

Наряду с Государственным флагом и Государственным гербом Китайской Народной Республики САР Сянган может использовать региональные регалии: флаг и герб САР Сянган. Флаг САР Сянган - красное полотнище, в центре которого изображен раскрытый цветок китайского багряника, на каждом из пяти белых лепестков которого изображена красная звездочка. Красный фон флага САР Сянган символизирует Родину - Китай, цветок багряника символизирует Сянган, вместе они символизируют Сянган как неотъемлемую часть Родины, который процветает в ее объятиях. Красные звездочки на лепестках багряника символизируют любовь сянганцев к Родине, красный и белый цвета флага символизируют "одно государство - два строя".

Герб САР Сянган - круглой формы, в центре изображен раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, по внешней белой кайме проходит надпись на китайском языке: "Специальный административный район Сянган КНР", а внизу по-английски: "HONG KONG". Красный фон и раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, символизируют то же, что и флаг.

АОМЭНЬ

Район Аомэнь расположен на западном берегу реки Чжуцзян, в ее дельте. Он граничит с провинцией Гуандун и находится в 40 морских милях от Сянгана. Район включает полуостров Аомэнь, острова Данцзы и Лухуань, его площадь составляет 17,5 кв. км. В 1553 г. португальцы, подкупив местные власти Гуандуна, добились права на якорную стоянку и торговлю в районе Аомэня. В 1557 г. португальцы проникли в Аомэнь и начали обосновываться в нем. В результате поражения цинского правительства в опиумной войне 1840 г. португальцы получили возможность один за другим оккупировать острова Данцзы и Лухуань, расположенные на юге Аомэня. В 1887 г. Португалия вынудила цинское правительство подписать "Протокол китайско-португальского совещания" и "Китайско-португальский пекинский договор", в которых было закреплено положение о том, что "Португалия занимает Аомэнь навечно, управляет им и входящими в него территориями на тех же принципах, что и другими колониями Португалии". С тех пор Португалия владела Аомэнем. Китайский народ никогда не признавал эти неравноправные договора, правительство КНР многократно заявляло, что Аомэнь является территорией Китая и что вопрос Аомэня, ставший наследием истории, должен быть разрешен в удобный момент путем мирных переговоров. В 1979 г. когда между КНР и Португалией были установлены дипломатические отношения, правительство Португалии признало, что Аомэнь является территорией Китая, обе стороны согласились разрешить вопрос Аомэня в подходящий момент путем переговоров между правительствами двух стран. С июня 1986 г. по март 1987 г. состоялись четыре раунда переговоров между правительственными делегациями КНР и Португалии, в ходе которых были согласованы основные вопросы, и 13 апреля 1987 г. в Пекине состоялось официальное подписание "Совместного заявления правительства Китайской Народной Республики и правительства Португальской Республики по проблеме Аомэня". В "Совместном заявлении" говорится: 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществит восстановление суверенитета над Аомэнем, к тому времени будет учрежден Специальный административный район Аомэнь.

ПРОВИНЦИЯ ТАЙВАНЬ

Остров Тайвань расположен у юго-восточного побережья материковой части Китая. Его восточное побережье омывается водами Тихого океана. На западе остров отделен от провинции Фуцзянь Тайваньским проливом. Провинция Тайвань состоит из острова Тайваня, прилегающих к нему островов Пэнху и более 80 мелких островов. Общая площадь - 36 тыс. кв. км. В древние времена Тайвань называли как Ичжоу или Люцю. Многочисленные исторические записи и документы запечатлели картину первоначального освоения Тайваня китайским народом. Центральные правительства различных эпох и династий Китая учреждали на Тайване административные органы и осуществляли там свою юрисдикцию. Весь процесс общественного развития Тайваня проникнут традицией китайской культуры.

Таков основной факт, который не изменился даже на протяжении полувековой японской оккупации Тайваня. После того, как китайский народ одержал победу в войне Сопротивления японским захватчикам в 1945 г. Центральное правительство Китая восстановило органы административной власти в провинции Тайвань. В 1949 г., незадолго до провозглашения КНР, гоминьдановские власти бежали с материка на остров Тайвань. В 1950 г. одновременно с началом корейской войны США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот, а в 1954 г. подписали с тайваньскими властями "Договор о совместной обороне", так возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая.

Китайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения Родины. В феврале 1972 г. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское "Шанхайское коммюнике". 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью Китая, прекратив "дипломатические отношения" с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия "Договора о совместной обороне" и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс "мирное объединение и одно государство два строя".

Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.

После того, как ПК ВСНП обнародовал "Обращение к тайваньским соотечественникам" от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.

С 1992 г. компетентные органы континента и Тайваня - Ассоциация по развитию отношений между двумя сторонами пролива и Фонд обменов между берегами Тайваньского пролива - начали деловые контакты и переговоры по возникающим вопросам взаимоотношений между берегами, а также по торговле. Фактически каналы неправительственных контактов уже открыты.

В апреле 1993 г. между председателем Ассоциации по развитию отношений между двумя сторонами пролива Ван Даоханем и председателем Фонда обменов между берегами Тайваньского пролива Гу Чжэньфу были проведены в Сингапуре переговоры, ознаменовавшие важный исторический шаг в отношениях между обеими сторонами Тайваньского пролива.

Адрес:
150090, КНР, пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, ул. Хон Чи, 251
Тел: 86-451-82362273 Факс:86-451-82362263

© Дальневосточное отделение Российской академии наук