Интеллектуальная собственность
 · Законодательство · Патентно-лицензионная деятельность ДВО РАН · Информация · Контакты · 

Главная
Информационные ресурсы
Точка зрения
МИП в свете интеллектуальной
   собственности
Частозадаваемые вопросы
     Авторское право
     Патентное право
Секреты производства - инструмент коммерческого успеха

О достоинствах секретов производства и возможностях повышения их коммерциализации размышляют начальник отдела информации и интеллектуальной собственности Уральского электромеханического завода, канд. техн. наук М.Ю.Чайков и маркетолог ООО "Уральский ключ" А.М.Чайкова (г. Екатеринбург).

В ст. 1225 ГК РФ приведены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, среди которых секреты производства (ноу-хау). Согласно ст. 1465 секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые:
  • имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;
  • неизвестны третьим лицам;
  • к ним нет свободного доступа на законных основаниях;
  • в отношении их введен режим коммерческой тайны.

Для введения на предприятии режима коммерческой тайны необходимо выполнить процедуры, указанные в ст. 10 федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" [1]. А именно:
  • определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • нанести на материальные носители, являющиеся объектами коммерческой тайны, гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации;
  • включить в трудовые договоры с сотрудниками, которые будут работать с такими объектами, обязательство не разглашать сведения, составляющие предмет коммерческой тайны;
  • ввести особый режим доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • произвести учет лиц, получивших к ней доступ.

В литературе нередко приводятся примеры защиты различных разработок в виде секрета производства. Авторы статьи знакомы с созданием совместного с американскими партнерами производства гидроизолирующего материала "пенетрон". На российском предприятии готовят смесь песка и цемента, а затем из США приходит ящик с составом, который делает эту смесь проникающей водоизолирующей бетонной смесью. Как ни сильна российская химическая наука, секрет смеси нашими учеными до сих пор не раскрыт. А владеют секретом "пенетрона" только отец и сын - собственники американского предприятия. Широко известен пример с химическим составом "кока-колы", который также тщательно охраняется и известен лишь узкому кругу лиц.

Эти примеры могут создать впечатление об объекте коммерческой тайны как о чем-то уникальном, неочевидном. На самом деле таким объектом может быть практически любой результат интеллектуальной деятельности - чертеж, технологический процесс, клиентская база, рецептура, статистический расчет, инструкция, методика анализа рынка, контракт с работником и др. Главное, чтобы соответствующая информация не была известна третьим лицам. Кроме того, этот результат интеллектуальной деятельности не должен попасть в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно ст. 5 закона "О коммерческой тайне". Это, в частности, сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, охране труда, системе оплаты труда, перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, задолженности работодателей по выплате заработной платы и др.

Напомним, что объектом коммерческой тайны могут быть результаты интеллектуальной деятельности, которым по законодательству об интеллектуальной собственности правовая охрана не предоставляется. Так, в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, концепции, методы, ... способы, …открытия, факты, языки программирования. Согласно п. 5 ст. 1350 ГК не являются изобретениями математические методы, правила и методы интеллектуальной и хозяйственной деятельности и др. Однако все перечисленные результаты интеллектуальной деятельности могут быть объектами коммерческой тайны.

Практически любой результат интеллектуальной деятельности нуждается в защите, так как только охраняемый результат обеспечивает своему владельцу исключительное право на использование. В соответствии с п. 1 ст. 14 закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Согласно ст. 183 Уголовного кодекса РФ незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Ряд исследователей считает охрану результатов интеллектуальной деятельности как объектов коммерческой тайны более перспективной, нежели патентная защита. Д.Б.Шульгин[2] отмечает, что в иерархии способов повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса патентная охрана для многих компаний стоит на пятом месте после защиты в виде ноу-хау, сокращения срока освоения инновации, собственно производства, продажи сопутствующих товаров или услуг. Кроме того, в силу высокой затратности патентной защиты, а также сложности и дороговизны судебных разбирательств в области патентного права патентные войны имеют смысл только как крайняя мера и при финансовой состоятельности истца.

Объект коммерческой тайны обладает большей универсальностью по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, отсутствием требований об обязательной государственной регистрации, неограниченным сроком охраны, оперативностью получения статуса охраняемого результата интеллектуальной деятельности.

Обладатель коммерческой тайны получает от ее использования экономические преимущества в силу того, что конкуренты не обладают нужной информацией. Коммерческая ценность информации выражается в этом случае в возможности получения дополнительной прибыли от реализации продукта или услуги, созданных с использованием объекта коммерческой тайны. За счет объектов коммерческой тайны можно существенно увеличить капитализацию компании, а значит, ее устойчивость. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)[3] "при выполнении условий… к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; …секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания".

В настоящее время в России появилась возможность ставить объекты коммерческой тайны на баланс в качестве нематериальных активов. Бухгалтерский учет нематериальных активов считается важнейшим инструментом, обеспечивающим превращение так называемых неосязаемых ценностей в капитал. Нематериальные активы подлежат амортизации, но не являются имуществом и потому не облагаются налогом на имущество.

Российские компании не всегда показывают нематериальные активы в своей отчетности. Надеемся, ситуация в скором времени изменится. Ведь совокупность объектов коммерческой тайны, оцененная независимым оценщиком с применением доходных методов оценки и поставленная на баланс предприятия в качестве нематериальных активов, способна улучшить финансовое положение предприятия за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль вследствие включения нематериальных активов в расходы амортизации. При этом рост активов предприятия возможно обосновать за счет увеличения уставного капитала, а не прибыли, избежав тем самым уплаты дополнительного налога на прибыль.

Безусловно, с введением в законодательную базу секрета производства (ноу- хау) предприятия получили мощный инструмент повышения своей конкурентоспособности. Однако законодательная база, касающаяся секретов производства, нуждается в совершенствовании. Считаем целесообразным ввести явочную систему регистрации секретов производства (объектов коммерческой тайны) с выдачей их обладателям свидетельства установленной формы. В свидетельстве необходимо указывать название и номер объекта коммерческой тайны, обладателя исключительных прав, контактную информацию (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail), реквизиты (возможно использование индексов МПК, УДК).

Свидетельство мог бы выдавать ФИПС, в котором необходимо создать специальное подразделение, существующее за счет отчислений части пошлин за регистрацию объектов коммерческой тайны. Регистрирующий орган должен вести электронную базу зарегистрированных объектов коммерческой тайны. Это позволит, во-первых, снять проблему постановки на бухгалтерский баланс таких объектов и, во-вторых, увеличить степень их коммерческой оборачиваемости.

© Интеллектуальная собственность. Дальневосточное отделение Российской академии наук