Интеграция науки и образования посредством современых

информационных технологий

 

А.П.Орешко,

Тихоокеанский институт географии, (ТИГ ДВО РАН, Гимназия №2, г. Владивосток)

 

 Мы стоим на пороге технологического взрыва, который внесет значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов. Домашние и офисные информационные мини-центры свяжут людей из разных уголков земного шара. На рубеже тысячелетий новая компьютерная парадигма Интернета будет определять одинаковые для всех правила цивилизованных соревнований на едином и не раздробленном пространстве информации. И мы должны успеть подготовить наших детей на равных участвовать в этих соревнованиях, достойно представлять нашу страну в новом тысячелетии.

На конгрессе ЮНЕСКО в 1996 г. в качестве одной из важнейших целей был определен переход "от компьютерной грамотности к информационной культуре" студентов и школьников. Это предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения своих целей. Компьютеры при этом служат лишь в качестве средств.

Современный выпускник должен владеть системно-информационным подходом к анализу окружающего мира, владеть методами и средствами работы с информацией. Этой цели можно достигнуть при допрофессиональной подготовке, методические разработки, для которой пока разрозненны и несовершенны, существуют для отдельных регионов, школ или даже отдельных классов. Далеко не каждая школа обеспечена по всем предметам преподавателями высокого профессионального уровня. В то же время в мировой сети телекоммуникаций накоплен огромный запас информации, в том числе образовательного направления. Дать учащимся доступ к этому богатству - значит резко повысить их образовательный и интеллектуальный уровень.

Общепризнанно, что в современной педагогической практике главное - это методы организации познавательной деятельности учащихся. Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации работы учащихся является учебный проект. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей и др.

Наиболее органично метод проектов сочетается с использованием телекоммуникаций. Мотивация ученика к обучению повышается при взаимодействии с учениками из других школ, городов, стран. Стимулируется интерес к изучаемому предмету с помощью компьютерной электронной почты и использования сравнительного аспекта обучения. Стимулируются активность и самостоятельность учащихся, развитие навыков коллективной работы. Совершенствуется письменная речь учащихся и их коммуникативные навыки. Для педагогов такие проекты служат средством для реализации инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной, а не репродуктивной, деятельности учащихся, педагогике сотрудничества, самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся; интеграции учебных предметов, глобальном мышлении и видении мира.

Работа по методу проектов позволяет максимально использовать богатейший потенциал, заложенный в Интернет. Это и универсальная среда передачи данных, и самое большое хранилище информации, равно доступное всем категориям пользователей для любых целей, и, наконец, это уникальная возможность самореализации личности в общении с себе подобными.

Предполагается, что в будущем метод учебных телекоммуникационных проектов будет одной из важнейших форм организации учебного процесса. Работа под руководством научных сотрудников или при их активном участии существенно повысит значимость проекта и уровень исследований. Причем руководство будет осуществляться с рабочего места ученого по электронной почте и/или посредством теле (видео) конференций. Ученики с помощью телекоммуникаций смогут иметь доступ к новейшим методикам и данным по теме проекта. Они смогут сознательно определиться в выборе профессии. Целью одного из проектов такого типа может быть мониторинг состояния воды, воздуха или растительности в пределах города и его окрестностях. Ученики разных школ по научно обоснованной методике будут собирать данные наблюдений, и пересылать их курирующему научному сотруднику. Последний собирает данные воедино, обрабатывает их и в виде таблиц и карт рассылает обратно в школы.

Подобный мониторинг по широте охвата, по количеству и частоте измерений трудно осуществить силами научного института. Результаты наблюдений позволят оперативно отслеживать экологическую ситуацию в регионе и при ее изменении либо приступать к исследованию конкретных территорий, либо привлекать соответствующие службы. Ученики видят конечный результат их общего труда, результат значимый для всего общества.

В будущей системе образования, когда образовательное пространство и информационное пространство будут составлять единое целое, обучаемые смогут находиться на любом расстоянии от центра обучения и географически будут рассредоточены на значительном расстоянии. Телевидение, компьютеры, Интернет, электронная почта и др. будут обеспечивать не только образование в рамках одной страны, но и в интернационально открытом образовательном пространстве. Глобальные компьютерные сети, новые информационные технологии, цифровые видео технологии в ближайшие десятилетия станут доминирующей составляющей образования информационного XXI века.